Однажды меня спросили, кем ты хочешь быть в следующей жизни? Я подумала, немного правда, и как в омут с головой, но тихо и уверено произнесла - Бреговичем. В конце серых девяностых, яркого было - только глаза, которые резали искрами пространство, в неистовом желании разукрасить этот тяжелый и явно заваленный горизонт. У меня была очень странная компания, из трех человек, странна она была тем, что в принципе нас друзьями нельзя было назвать, но собирались мы регулярно, время от времени, когда у кого-то была зарплата. Покупали непременно только черный ром, колу, одну сигару потолще, иииии смотрели только Кустурицу. Либо по хатам на вхаэсочках, либо позже, в очередной раз шли на «Андеграунд», который в Киноцентре на Пресне крутили годами. Бесконечно хотелось проваливаться в эту раскраску, наполненную жизнью и радостью вопреки, ивсеже, разживем. Грело то, что это было вот-вот рядом, с такими на нас похожими людьми. Похожими да не похожими, климат и количество солнечных дней решают. Эти наши такие невинные сабантуи негласно проводились, как подзарядка, как какой-то ритуал, как сейчас бы гордо сказали - практика. Где у всех троих должно было бы быть априори хор настр, запас время, и завтра не надо было на работу. И какое-то время эта батарея держала нас на плаву, в промежутках поддерживаемая саундтреками из фильмов Кустурицы. Ну а потом вышел фееричный «Черная кошка белый кот» и у нас был новый виток, ром был уже дороже, встречи реже и короче. А потом на Балканах случилась война, а после у Кустурицы «Жизнь, как Чудо», вот примерно тогда, наши сабантуи и затихли. Потому что батарейка села. Но тут же, жирные нулевые принесли новые чудеса. Москва замерла в ожидании, где с афиши, с озорным, хитрым, южным прищуром на меня смотрел товарищ Горан Брегович, как бы говоря, «хоп-хоп, Боже мой, хоп-хоп, Боже мой». Первый концерт Бреговича и банды в России! Мы с моей Сонькой купили билеты сразу на два дня подряд, хотелось захлёбываться пением в унисон текстов, которые уже давно знали наизусть. Я тогда купила свою первую, конечно красную, конечно спорт кар, и то как мы продвигались к концертной площадке, где-то между Павелецкой и Тульской - это считай была группа на разогреве у Горана. Потому что, из открытых окон моего тазика, как нежно кликали мою тачку, играли сборники зэ бест оф Брегович&Кустурица, я в клезмерский бит жала на тормоз, и машина плясала, и вся толпа шедшая на концерт, пела и плясала вдоль машины. Так, на скорости 10 км/ч мы добрались и очень хулигански парканулись почти у входа. Естественно пробравшись в танцпартер мы ждали, а на сцене ждали инструменты и стульчик!? по середине. Наконец они вышли! Брегович вышел со стаканом в руках, мой метких глаз сразу распознал: - Ага, виски 🥃 Поздоровался, вот все с тем же прищуром, я тогда подумала, как прекрасны морщины, они ж лучи. Пригубил, поставил рядом, и впереди меня ждали два часа счастья. Ну не буду уточнять, что обратно, на машине уже сидели товарищи, в салоне сидели те кто уместился в спорт кар «до метро», и все испытывали что-то большее, чем эмоции при встрече Деда Мороза в детстве. Наверно потому, что Горан был настоящий, а не из сказки. Ну а потом, Горан стал ездить в Барвиху Лакшери Виладж, каждые выходные, и утратил связь с народом)), то есть со мной и Сонькой. Тогда я еще очень мечтала сняться у Кустурицы, прямо так заветно, неистово, как умею только я. И однажды, на афтопати ММКФ в знаменитом шатре, я увидела, что стоит почти двухметровый мужчина, с кудрями, и как-то невесело озирает все вокруг. Смелости мне не занимать, а тогда и подавно, я решительно двинулась в его сторону, вообще без цели, без речи, как к маяку, на свет. - Диар Эмир, май нейм из Катя, ай эм вери глед… Он также невесело смотрел на меня, и милосердно прекратил мои мучения, сказав на оч хорошем русском: - Катя, вы можете говорить по-русски, я очень хорошо понимаю. Потом прошло еще полтора десятка лет с лишним, и мы все оказались в 2022 году. Кто-то резко очнувшись, кто-то в теме, но все равно, подготовиться к резким переменам невозможно. Время настало уже не серое, как в 90тые, а пунцовое, где страх пытался съесть душу, и все справлялись по-разному. И по среди всего этого безумия, на переломах земной коры и сознания, я слышу что, режиссер, чьи спектакли в 2022 были первой отдушиной, глотком, вернули веру в то, что всё, чем занимаются актеры в своих песочницах - #незря , ставит на сцене «Черная кошка Белый кот». Первая реакция- шок, короткий, но бодрящий, потом конечно - зависть, и интерес, оч сильный интерес. Идя на спектакль, я как бывалый, строго себе сказала: - Катя, оставь все ожидания дома, особенно с таким бекстейджем, ты идешь на что-то НОВОЕ. В этом и заключается процесс творения. Я очень благодарна себе за эту своевременную мысль, ну так, мы ж профессионалы))) Присутствовать при рождении спектакля, это также сакрально, как при любом рождении, рождаются смыслы, образы, эмоции. И зритель в этот момент не потребитель, даже не ведая этого, на столкновении двух энергий зала и сцены происходит диффузия, любовь. Вокруг меня люди танцевали на стульях, особенно во втором акте, улыбались вслух, после в вестибюле, я подслушивала разговоры таких разных людей, поколений, и знаете что меня порадовала больше всего? Это то, как написали в «рецензии» какой-то, что у нас так много людей с детским мозгом, что равно - с открытым сердцем! Что люди не закрылись до точки невозврата, что они хотят удивляться, смеяться, радоваться простым вещам, и это всё не московские снобы, задыхающиеся от груза своего интеллекта, а московские жители, которые сердце города, такие же, как герои Кустурицы, способные радоваться рассвету, поцелую, клоунам. Пунцовая сценография, вторит краскам за пределами театра, и говорит, показывает, проживает нам, что даже в этом горящем котле, прорастет трава, и конечно любовь победит, и мы, зрители и участники своей жизни, будем этому свидетелями, потому что даже наперекор судье, зрители - в счет! в гамбургский, или даже поболее. И это один из двух щемящих моментов в постановке, где Белый клоун (Денис Муляр - отдельные аплодисменты), Черный клоун и Бабушка стоят после свадьбы на сцене и отводят глаза, и в этой паузе столько красноречия, да, не балканского, не цыганского, с такой нашей знакомой домашней тоской, что я понимаю, это опять Кустурица заговорил со мной по-русски. Развел тучи руками касатик, как тогда в серые девяностые. Не знаю как вы, но я немедля вручаю звание «Волшебник не Изумрудного города», товарищу Юрию Муравицкому Юрий Муравицкий вылечить столько душ, доктор не в силах, а Волшебник еще только разгоняется. Решиться на такой эксперимент, в театре, который как и все вокруг, находит своё «новое я», во времена, когда чаще хочется просто выть, с материалом, который конечно будут сравнивать с первоисточником. Что тут скажешь - СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ. Я даже не могу представить сколько сил и труда вложено в рождение этого действия, знаю только одно - ОНО РОДИЛОСЬ!!! И желаю расти и крепнуть и чтоб однажды Эмир и Горан пришли бы на Таганку Театр на Таганке чокнулись бы по виски (буфет, подготовьтесь пожалуйста) ииии, а там ребят, сплошная импровизация, интерпретация, жизнь их впечатлений, которую даже предугадывать не хочется, а также оставить впечатлялку открытой. Выйдя из театра, искрящийся снег обцеловал лицо, мне надо было налево, но я повернула направо, потом еще раз направо, захотелось посмотреть в глаза Владимиру Семеновичу. Посмотрела, взгрустнула, помолчали, такие дела у нас тут без вас, и убедилась, в следующей жизни - Бреговичем! Хоп-Хоп.

Теги других блогов: друзья Кустурица Брегович